Понедельник, 20.05.2024, 01:14Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя английского языка Алексеевой Анны Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
СМИ [4]
Наш опрос
Поддерживаете ли Вы введение обязательного экзамена по иностранному языку в 11-м классе?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение качества обучения иностранному языку в начальной школе путем использования технологии коммуникативных игр

С приходом в современную систему образования ФГОС, когда стало важно не столько научить чему-либо своего подопечного, сколько позволить ему самому добыть эти знания, учителя столкнулись с такой важной проблемой, как повышение мотивации школьников к изучаемым предметам. Особо остро данный вопрос встает в начальной школе, поскольку данный этап является краеугольным камнем всего будущего образования ребенка. Исключением не стало и преподавание иностранного языка.

Своеобразной «палочкой-выручалочкой» современного учителя здесь стали игровые технологии, поскольку они, не только позволяют уйти от традиционных форм работы на уроке, но еще и формируют интерес учащегося к самому образовательному процессу, делая его более непринужденным.

Важнейшее преимущество применения игры на уроках иностранного языка, является то, что использование данной технологии возможно для развития всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма и аудирования.

Одним из наиболее популярных видов игры является коммуникативная игра. Она позволяет приблизить атмосферу урока к реальным условиям общения. Это помогает ликвидировать несомненную сложность в обучении иностранным языкам, такую как искусственно созданную языковую среду.

Само понятие коммуникативной игры «подразумевает» модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации. Главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения  поставленной коммуникативной задачи или проблемы. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности [3;26].

Взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса, будь то учитель, партнер по паре или члены группы, ребенок может проецировать на себя поведение носителей языка. Это существенно помогает ассоциировать свою деятельность с необходимыми для изучения фразами, что в свою очередь обеспечивает их запоминание.

Органично в структуру коммуникативной игры вписываются такие этапы современного урока как, целеполагание, планирование своей деятельности, а также достижение поставленных целей и анализ результатов. Все это помогает максимально разнообразить данный вид работы на уроке, соответственно, подогревая интерес учащегося к изучению иностранного языка.

Игровые формы занятий подразумевают активное участие всех ребят на уроке, поскольку могут быть проведены, как индивидуально, так и в группах постоянного или переменного состава.

Данные технологии несомненно способствуют повышению мотивации ребенка к образованию, поскольку в процессе работы ребенок не только получает новые знания, но и анализирует свое поведение в игре и в жизни. Таким образом, он учится планировать свою деятельность, а также предвидеть ближайшие ее результаты [4;14].

На сегодняшний день игровые формы работы на уроке уже достаточно изучены, тем не менее, учителями в своей практике, они используется не столь активно. Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

На базе МАОУ СОШ с. Бердюжье нами был проведен урок английского языка в 3 классе по теме «12 месяцев». Урок разрабатывался по УМК «Enjoy English», авторами которого являются Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. и др. Тип урока – обобщающий с использованием игровых заданий (урок-путешествие по станциям). Цель урока - практиковать учащихся в употреблении лексического материала по теме «Месяцы», «Времена года», совершенствовать речевые навыки и умения. Характерные черты урока  речевая направленность, ситуативность, функциональность, групповая работа.

         Предложенный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по следующей схеме: организационный момент, мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока, фонетическая зарядка, активизация лексико-грамматического материала, актуализация знаний (прием метода коммуникативной игры), совершенствование аудитивных навыков, групповая работа и рефлексия с самооценкой деятельности на уроке.

         На каждом этапе прослеживаются черты коммуникативной направленности. Ведь коммуникативная игра связана с любым общением ребенка, будь то обменом мнениями, как это прослеживается в мотивационном моменте, где ребята при применении метода «See-Think-Wonder» по картинке предполагали тему урока и задачи, либо работа в парах, группах.

         Так как в настоящий момент набирает популярность сингапурская система обучения на уроках, то и здесь на некоторых этапах прослеживается данная методика, поскольку работа в группах направлена на прямую коммуникацию, спонтанную речь. Так, например, в мотивационном моменте, глядя на иллюстрацию из сказки «12 месяцев», ребята должны были ответить на три вопроса: What can you see here? What do you think about it? What do you want to know about it? Ребята обменивались своими мыслями, внимательно выслушивая друг друга, после чего пришли к единому мнению и назвали тему урока.

На этапе активизации лексико-грамматического материала ребята в парах разгадывали кроссворд, задавая друг другу вопросы, предполагая ответ. Следует отметить, что групповая работа на уроке – это уже элемент коммуникации [2;96].

Технология коммуникативной игры прослеживается на основном этапе – актуализации знаний. Здесь был использован прием сингапурской методики «Corners», а так же работа в группах переменного состава. В каждом углу классной комнаты были развешены картинки, изображающие 4 времени года. Ребятам необходимо было разойтись по углам в соответствии с их любимым временем года. Получилось 4 новых группы. Далее ребята, отвечая на вопрос «What can you do in …?», рассказывали друг другу в группе, чем они могут заниматься в данное время года. После определенного времени одному участнику из группы было предложено рассказать от третьего лица, чем тот или иной ученик может заниматься в это время года. (Можно рассказать о всей группе). Задача этой коммуникативной игры заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности [1;64].

 На протяжении всего урока используется презентация с эффектами анимации, что обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, повышает активность школьников, обеспечивает между учителем и учеником партнерские отношения. Связь между этапами урока прослеживается на эмоционально-смысловом и грамматическом уровнях. Знания, полученные обучающимися на предыдущих уроках, применяются на практике: слушание, говорение, создание мини-проекта и его защита. Работа в группах способствовала развитию партнерских отношений, коммуникативных умений.  Урок был проведен успешно, ребята с удовольствием работали на всех этапах урока.

В заключение хотелось бы отметить, что коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того такие игры способствуют повышению мотивации и активности учеников на уроках.

 

                       

Литература

  1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «Enjoy English» учебник для 3 класса [Текст]/ М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – ТИТУЛ, 2013 – 64 с.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «Enjoy English» книга для учителя [Текст]/ М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – ТИТУЛ, 2013 – 96 с.
  3. Тюкало О. Коммуникативные игры при обучении говорению [Текст]/ О. Тюкало// Просвещение. Иностранные языки. – 2012. – 26 с.
  4. Филатова Т.Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка [Текст]/ Т.Н. Филатова// Английский язык в школе. – 2011. № 1(33). – с.14

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yaelephantik (26.02.2017)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz